ри проектировании последователя самолета «Вигген» была поставлена задана создать самолет с основной функцией — истребитель-перехватчик, а второстепенная — возможность атаковать наземные цепи при условии, чтобы новый самолет был бы дороже Сааб-37 только на 60-65% и вдвое легче его. Компании «Сааб», «Вольво Флюгмотор», «Эриксон» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны контракты на создание пяти опытных самолетов JAS 39.
В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета третьего поколения «Грипен». Постройка первого опытного самолета JAS 39 была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете Т-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г.. а не в 1990 г. как планировалось первоначально.
JAS 39 «Грипен» представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель разработан на основе американского двигателя Дженерал Электрик F404 и имеет по сравнению с первоначальным увеличенный на 5% расход воздуха. Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.
Самолет аэродинамически неустойчив при большинстве вариантов нагрузок и режимов полета. Искусственная устойчивость обеспечивается цифровой ЭДСУ с трехканальной схемой резервирования. Есть также резервная встроенная аналоговая система. Отклонение системы управления осуществляется с помощью гидроприводов.
Предусмотрена многорежимная поисковая система PS-05A. Используется вычислительная система SDS 80, состоящая из 40 микро ЭВМ, установлена связная аппаратура AMR 345, лазерная ИНС, бес-платформенная курсовертикаль, электронная система индикации ЕР 17, включающая широкоугольный дифракционный ИЛС с видеокамерой FD5040. Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах, которое может состоять из УР класса «воздух—воздух»» RB71 «Скай Флеш»». RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер" или AIM-120, а также УР класса «воздух—поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного оружия.
В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39В «Грипен». Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г.
Вес JAS-39 «Gripen»
■ Масса пустого: 6800 (7100) кг
■ Нормальная взлетная масса: 8500 кг
■ Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
■ Масса полезной нагрузки: 5300 кг
■ Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
Двигатель JAS-39 «Gripen»
■ Вольво Аэро RM12
■ максимальная тяга: 1×5100 кгс
■ тяга на форсаже: 1×8160 кгс
■ Тяговооружённость: 0,97
■ Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=2,0)
■ Скороподъёмность: 255 м/с
■ Перегоночная дальность, км 3.500
■ Боевой радиус: 800 км
■ Практический потолок JAS-39 «Gripen» — 15 240 м
■ Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
Вооружение JAS-39 «Gripen»
■ Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
■ Ракеты «воздух—воздух»:
— 6 × Rb.74 (AIM-9) или Rb 98 (IRIS-T)
— 4 × Rb.99 (AIM-120) или MICA
— 4 × Rb.71 (Skyflash) или Meteor
■ Ракеты «воздух—поверхность»:
— 4 × Rb.75
— 2 × KEPD-350
— 2 × Rbs.15F (противокорабельная ракета)
■ Бомбы:
— 4 × GBU-12 Paveway II
— 2 × Bombkapsel 90 (кассетная бомба)
— 8 × Mark 82