Lockheed F-104 Starfighter

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#41 Сообщение smersh70 » 27 июл 2021, 15:54

Отказ двигателя на высоте 70 000 футов

Недавно кто то в группе спросил возможна ли посадка на F-104 с отказавшим двигателем. И поможет ответить на вопрос вице-маршал авиации Королевских Военно Воздушных сил Канады в отставке Джим Флемминг. В 2004 году на сайте 916 Starfighter Флемминг оставил рассказ об одном таком случае с ним в 1958 году.
1958 году когда я служил в 476-й эскадрилье Тактического Авиационного Коммандования, переоснащенной истребителями F-104C, нам пришлось провести множество оперативных испытаний по тактике применения а также оценке возможностей самолета. Сюда входили испытания силовых цилиндров системы управления створками реактивного сопла двигателя и его работы на большой высоте.
С двигателем J-79 установленном на F-104C произошла волна отказов силовых цилиндров системы управления створками реактивного сопла. Было выявлено, что силовые цилиндры, управляемые гидравлической системой, не открывали или не закрывали реактивное сопло из-за образования нагара на фильтрах. Система управления РС была изменена так, что штоки силовых цилиндров перемещались под давлением топлива от насоса топливной системы высокого давления двигателя, и проблема была решена.
Таким образом самолет и двигатель модернизировался при очередных крупных периодических работах, но некоторые самолеты эскадрильи продолжали летать без этой доработки системы управления РС.
Изображение
Для полетов на больших высотах мы использовали скафандр ласково именуемый «Лунный костюм», который был основан на том же принципе работы что и «противоперегрузочный костюм», но с замкнутой системой дыхания. Перед тем, как надеть скафандр, вы должны были быть полностью напудрены тальком, а затем надеть длинное нижнее белье наизнанку, чтобы швы не вызывали раздражения, недоступные при ношении «лунного костюма». Посидеть час в кабине экипажа, предварительно вдохнув кислород, было очень скучным занятием.

У меня был запланирован полет на высоту 65 000 футов на F-104C (56-899). Взлетев я направился в скоростную зону именуемую «Печная труба» ( “Stovepipe”) над Долиной Смерти для разгона до сверхзвуковой скорости. Мой профиль полета предполагал подъем до высоты 36 000 футов и разгон до 1.7 Маха. На высоте 38 000 футов когда стрелка махметра показывала 2.1 я плавно потянул ручку управления самолетом на себя и начал подъем с углом тангажа 35 градусов. Самолет летел как ангел, и я быстро преодолел отметку в 50 000 футов. Показания приборов были нормальными, ничто не предвещало беды, но когда я сбросил газ дабы не превысить ограничения по температуре выхлопных газов(EGT) я услышал легкий стук в задней части. Все казалось нормальным, самолет продолжал стабильно набирать высоту правда с немного меньшим углом около 20 градусов. Достигнув высоты 65 000 я установил РУД в положение малый газ дабы предотвратить превышение допустимой скорости и установил ручку управления в нейтральное положение, но ничего не произошло. В этот момент я почувствовал что мой скафандр надувается, а это означало что в кабине упало давление что означало что у меня отказал двигатель. Ощущения были такими как будто я сижу в противоперегрузочном костюме который давит на меня из за чего мне было трудно двигать руками и ногами. Освещение в кабине было очень плохим из-за почти черного неба и дабы хоть как то разглядеть показания приборов я вынужден был убрать защитные шторки с приборной панели.
Я думал самолет начнет снижаться, но к моему удивлению он упорно не желал этого делать даже когда я полностью отклонил ручку вперед. Он медленно продолжал набор высоты и только когда скорость упала до 155 узлов он стал медленно опускать нос. Достигнув высоты 72 300 он начал снижение находясь в горизонтальном положении. По мере того как скорость увеличивалась я выпустил воздушный тормоз дабы увеличить угол пикирования и как можно быстрей спустится на более низкую высоту.
На высоте 40 000 я безуспешно пытался перезапустить двигатель, на 35 000 повторил процедуру с тем же результатом. И лишь на высоте 33 000 двигатель ожил и я был рад увидел как растут обороты и температура. Все выглядело вроде бы нормальным, я находился в 30 000 футов над авиабазой Джордж и готов был войти в схему захода на посадку как заметил одну странность. При переводе РУД в режим максимал обороты росли а увеличения тяги так и не последовало.
К счастью, я знал о проблеме выхода из строя силовых цилиндров реактивного сопла, когда створки РС оставались открытыми, и в результате двигатель дает максимальные обороты, но не дает тяги. Не передаваемые ощущения. В руководстве по летной эксплуатации сказано что в этой конфигурации горизонтальный полет можно поддерживать на высоте 2000 футов над уровнем моря. Желания проверять эту теорию на практике у меня не было никакого желания и объявив аварийную ситуацию я запросил посадку в Мюрок. Это большое сухое и ровное как стол озеро на окраине которого расположена авиабаза Эдвардс и оно было прямо передо мной.
Я повернул самолет так чтобы заход на посадку был с юго западной стороны авиабазы, и с высоты 15 000 футов пошел на посадку на самую длинную взлетно посадочную полосу в мире размеченную на дне озера с мертвой ручкой управления двигателем.
При заходе на посадку двигатель развивал небольшую тягу (и я не мог её увеличить), но я продолжил заход на посадку с "мертвым" РУДом, выпустив шасси на скорости 250 узлов и приземлившись на дно озера со скоростью около 185 узлов. Когда я остановился заглушил двигатель и перегнувшись посмотрел назад то обнаружил что створки сопла моего самолета широко открыты. А оглянувшись по сторонам не увидел ничего кроме пустыни до самого горизонта, у меня было такое чувство будь то я на Луне. Примерно через пятнадцать минут я был рад увидеть на горизонте вертолет. Спасательная бригада вернула меня обратно в цивилизацию, и я приятно провел время в Офицерском клубе, прежде чем вечером того же дня меня вернули в Джордж на машине.
F-104 56-899 позже прошел модернизацию и летал еще несколько лет, пока не разбился в 1961 году в Испании.
Изображение
Джим Флемминг был автором знаменитой схемы окраски (падающая звезда) истребителей 479-го авиакрыла. Все самолеты были окрашены в одинаковую схему только с разными цветами у эскадрилий (434-я "красный", 435-я "синий", 436-я "желтый").
Тактическое Авиационное Коммандование выплатило Флеммингу 50 долларов(большая сума по тем временам) за авторские права.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#42 Сообщение smersh70 » 12 окт 2021, 01:02

В США продают сверхзвуковой «летающий гроб»
Изображение
В США выставлен на продажу лётный образец истребителя F-104 Starfighter. Машину, когда-то побившую все возможные рекорды в своём классе, можно приобрести за $850 000.
Демилитаризованный истребитель выставлен на продажу компанией Platinum Fighter Sales и находится в Аризоне. Самолёт двухместной модификации под номером CF-104D построен в 1962 году и налетал 2500 часов. Последний полёт состоялся в 2008 году, после чего истребитель стоял в ангаре.
До 1973 года машина использовалась в испытательной эскадрилье ВВС Канады, а затем была продана Норвегии. Военная служба истребителя завершилась в 1982 году, а с 1984 года он стал частью экспозиции Музея боевых реактивных самолётов (CJAM), расположенном в Чино (Калифорния). Спустя два года самолёт восстановили до лётной годности, и он использовался для показательных полётов и выступлений на авиашоу. За последние 22 года общий налёт составил всего 200 часов.
Опытный истребитель, получивший в дальнейшем обозначение F-104 Starfighter («Звёздный Боец»), совершил свой первый полёт 17 февраля 1956 года, а ровно через два года перехватчики F-104A начали поступать на вооружение ВВС США. Starfighter стал первым самолётом, вдвое преодолевшим скорость звука и поднявшимся выше 30 км. Кроме того, истребитель установил новые рекорды скороподъёмности. За большое количество аварий и катастроф с участием этого самолёта его неофициально прозвали «летающим гробом». :o

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#43 Сообщение smersh70 » 03 ноя 2021, 00:39

Первые F-104G ВВС Испании в полете 1965 год.
Изображение
В ВВС Испании F-104 установили абсолютный рекорд безаварийности потому как за 7 лет и 17 707 часов и 40 минут налета не было ни одной аварии. Правда средний налет испанских летчиков был вдвое меньше чем у немецких коллег.

Из 20 Испанских (один остался в Испании) F-104 проданных Греции и Турции всего за 5 лет с 1972-1977 разбилось 7 машин, двое из которых столкнулись друг с другом а из третьего летчик катапультировался в облаках из-за дезориентации. Из оставшихся самолетов на слом был сдан только один (62-12279 в 1995 году) остальные сохранены по сей день. Половина правда лежит под открытым небом на свалке а другие растасканы по музеям да постаментам.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#44 Сообщение smersh70 » 30 ноя 2021, 02:30

F-104G DB + 115 из 32-й истребительно бомбардировочной эскадры (Jagdbombergeschwader 32) авиабаза Лех 1965 год
Изображение
28 ноября 1966 года этот самолет разбился у авиабазы Бюхель. При заходе на посадку на самолете отказала система сдува пограничного слоя и старший лейтенант Хеннинг Каупш (Henning Kaupsch 26) катапультировался на малой высоте из-за чего и погиб. Вероятней всего самолет в момент катапультирования перевернулся либо находился в глубоком крене.
F-104G с заводским номером 683D-8292 был построен на заводе Fokker North Group (ARGE-Nord) в версии истребитель-бомбардировщик и первый полет совершил 6 августа 1964 года.
Был принят на вооружение 30 ноября 1964 года а 12 февраля 1965 был зачислен в 32-ю эскадру на авиабазу Лех (Lechfeld air base) где получил б|н DB + 115.
19 января 1966 года был зачислен в 33-ю истребительно-бомбардировочную эскадру на авиабазе Бюхель где получил б/н DC + 126.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#45 Сообщение smersh70 » 02 дек 2021, 02:48

F-104G б/н 14888 учебной эскадрильи Люкваффе (4510th CCTW/58th TFTW)

1 декабря 1972 года во время вылета на практическое бомбометание с пикирования (pop-up attack) на полигоне Хила-Бенд №1 врезался в землю в управляемом полете. Майор Клаус Мюллер упустил контроль за высотой и не смог вывести самолет из пикирования, катапультировался на малой высоте и погиб.
F-104 c/н 67-14888 был собран компанией Messerschmitt на заводе в Манчинге 11 декабря 1961 года в модификации "истребитель бомбардировщик" с использованием комплектов компании Lockheed.
Первый полет совершил 23 мая 1962 года, принят на вооружение 19 июля 1962 и поставлен на длительное хранение.
13 мая 1963 был возвращен в строй а 26 ноября поступил в распоряжение 3-го полка снабжения (Luftwaffenversorgungsregiment 3)
18 марта 1964 года поступил в распоряжение 31-й бомбардировочной эскадры (JaboG 31) в Нёрфених с бортовым номером DA + 257.
В 1967 году поступил в распоряжение так называемых Люкваффе одну из немецких тренировочных эскадрилий на авиабазе Люк в США
На момент гибели борт имел 1342 летных часа
Изображение
На фото борт 14889 снятый на авиабазе Люк в 1979 году по причине что фотографий борта 14888 нету.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#46 Сообщение smersh70 » 06 дек 2021, 02:25

4 декабря 1980 во время полета в сложных метеоусловиях над авиабазой Королевских ВВС Британии Вилденрат (RAF Wildenrath, Германия) произошло столкновение двух истребителей-бомбардировщиков F-104G из 31-й истребительно-бомбардировочной эскадры "Бельке" (JaboG 31 "Boelcke"). Ведущим был капитан Герд Руге (Hptm Gerd Ruge) на истребителе с бортовым номером "21+43" а его ведомым капитан Арно Эвальд (Hptm Arno Ewald) в "20+58". Они выполняли заход на посадку парой и на первом повороте вошли в плотную облачность ведомый допустил ошибку и во время смены радиочастоты нарушив строй и врезался в самолет ведущего снеся последнему киль и горизонтальный стабилизатор, а себе серьезно повредил носовую часть. Капитан Герд Руге вынужден был катапультироваться, его самолет разбился в поле недалеко от города Эркленц (Erkelenz) а его ведомый сумел совершить аварийную посадку на авиабазе Вилденрат.
Причиной аварии считается неудачное расположение блока управления радиостанцией, на германских F-104G она находится на левой боковой панели в самом низу из-за чего дабы сменить частоту пилоту приходится наклоняться вниз и в сторону.
Изображение
F-104G "21 + 43" был построен на заводе Мессершмитта в Манчинге 30 января 1962 года из комплектующих компании Локхид в версии истребитель бомбардировщик. Первый полет совершил 4 июня 1962 года с бортовым номером KE + 311, а 26 июля 1962 совершил первый полет после чего в тот же день был поставлен на длительное хранение.
9 апреля 1963 будучи без двигателя принял участие в выставке "Unsere Luftwaffe" (Наши ВВС).
Был возвращен в строй 26 июля 1966 года после дополнительной модернизации на заводе Мессершмитта где получил новую камуфляжную окраску "Norm 62".
С октября 1966 по июль 1975 был в распоряжении 36-й истребительно-бомбардировочной эскадры (JaboG 36 "Westfalen") на авиабазе Хопстен где имел бортовой номер DF + 102. А 7 октября 1966 поступил в распоряжение 31-й истребительно-бомбардировочной эскадры (JaboG 31 "Boelcke") в Нёрфених где получил новый бортовой номер 21 + 43.

F-104G DF+102 JaboG 36 at Hopsten AB in 1967
На самолете отчетливо видна особенность истребителей-бомбардировщиков, а именно отсутствие встроенной 20 мм пушки М61 "Вулкан" вместо которой установлен топливный бак

Изображение
F-104G 20+58 был построен на заводе Локхид 7 мая 1962 в версии истребитель-бомбардировщик и какое-то время принимал участие в испытаниях навигационных систем (TACAN) в Палмдейле.
Этот борт один из немногих Старфайтеров которые прибыли в Германию по воздуху своим ходом 4 сентября 1962 года. По прибытии борт попал на завод Мессершмитта где был модернизирован по проекту "Loreley", истребительно-бомбардировочную версию с сохранением 20 мм пушки М-61 Вулкан и возможностью подвешивать дополнительные топливные баки на законцовки крыла.
13 декабря 1962 поступил в распоряжение 33-й истребительно-бомбардировочной эскадры (JaboG 33) на аваибазу Бухель с бортовым номером DC + 113 и в камуфляжной схеме "Norm 62".
В 1965 году попал в распоряжение 31-й истребительно-бомбардировочной эскадры (JaboG 31 "Boelcke") в Нёрфених где получил новый бортовой номер 20 + 58. После столкновения с бортом "21 + 43" 4 декабря 1980 не восстанавливался и использовался как учебный стенд в ТЕЧ 33-й эскадры. С 1986-1992 стоял у ворот авиабазы Бухель с номером "30 + 33" (в честь 30 летия JaboG "33"). 7 сентября 1996 был пущен на слом.
Изображение
Примечание* Борт не восстанавливали по причине, что самолетов тогда у Германии было больше чем пилотов, а не из-за повреждений. По этой же причине многие F-104 после покидания сборочных цехов уходили на длительное хранение. На них в начале 60-х попросту было некому летать.
Изображение
F-104G "30+33" JaboG 33 in November 1986 coded "30+33" (for "30" years of JaboG "33")
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#47 Сообщение smersh70 » 15 дек 2021, 00:33

F-104G 20 + 36 из состава 34-й истребительно-бомбардировочной эскадры (JaboG 34) Люфтваффе авиабаза в Бежа, Португалия.
Октябрь 1984.
Изображение
По фото можно заметить что данный самолет оснащен системой радиоэлектронной борьбы "EL-70 / EL-73" (желтая антена под носом). Это отличительная особенность 33-й и 34-й бомбардировочных эскадр которые были оснащены этими комплексами в конце 70-х.

Разбился 11 декабря 1984 года около Нидерперинге (Niederpöring), недалеко от города Платтинг(Platting, Бавария). Во время имитации доставки "специального боеприпаса" пилот майор Ханс Дитер Керстан (Hans Dieter Kerstan) потерял ориентацию в облаках и на выводе врезался в землю. В деревне Нидерперинг считают что летчик спас их уводя падающий самолет в сторону и там в его честь установлена мемориальная доска.
Изображение
Изображение
F-104G з/н 683-2043 был построен 27 октября 1961 на заводе Lockheed.
Переброшен в Манчинг (Германия) 5 января 1962 года на самолете Canadair CL-44D авиакомпании "Flying Tiger Line" с налетом 15 часов.
10 апреля 1962 года получил цветовую схему "Silver" и был зачислен в 31-ю бомбардировочную эскадру (JaboG 31 "Boelcke") авиабаза Нёрфених (Norvenich) с бортовым номером DA + 247. Был модернизирован по проекту "42" (истребитель-бомбардировщик для JaboG 31 с сохранением 20-мм пушки M61 Vulcan и возможностью оснащения съемными ПТБ на законцовках).

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#48 Сообщение smersh70 » 09 янв 2022, 23:54

F-104G 24+97 из 34-й истребительно-бомбардировочной эскадры "Allgäu" (JaboG 34 "Allgäu" ) Люфтваффе.
Изображение
F-104G з/н 683-10-19 был построен на заводе Fokker-Schiphol 27 апреля 1964 в модификации "истребитель-бомбардировщик".
С ноября 1965 по апрель 1967 летал в 32-й истребительно-бомбардировочной эскадре (JaboG 32). На апрель 1967 имел налет 297 часов.
В конце 70-х борт будучи в составе JaboG 34 "Allgäu" cтал одним из немногих F-104 оснащенных системой РЭБ "EL-70/EL-73" и регистратором полетных данных LEADS 200.
Разбился 7 декабря 1982 года в 10 морских милях от авиабазы ВМС Великобритании Броуди (RNAS Brawdy) в Ирландском море. После взлета самолет влетел в стаю птиц и получил повреждения двигателя и створок основных стоек шасси. Пилот гауптман/капитан Мартин Дотзер (Hauptmann Martin Dötzer) объявил аварийную ситуацию и готов был совершить аварийную посадку, однако после выпуска шасси отказал двигатель и он вынужден был катапультироваться.
"Я был его командиром. Мартин даже не промок в своем гидрокостюме — ну, парни из Броуди поправили это недоразумение во время вечерних гуляний, пока я тихонько выпивал за столиком в Офицерской столовой. До тех пор, пока они не узнали, кто я такой!" (с) очевидец который решил остаться неизвестным. Взято с сайта "aviation safety"
P. S. Регистратор полетных данных на F-104 стали ставить только в конце их службы потому причину целого ряда аварий долго установить не удавалось.

Изображение
TF-104G-M (c/n 5212 MM54261) гражданской авиакомпании "Starfighters" в полете над Флоридой 2020 год.
Самолет ранее служил в ВВС Италии

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Lockheed F-104 Starfighter

#49 Сообщение smersh70 » 18 ноя 2023, 00:43


Ответить

Вернуться в «ВВС»