несколько слов о самолёте. Во-первых, снова была подтверждена цена самолёта в 30-35 млн долларов. Правда, С.Чемезов сделал оговорку, что это цена за базовую версию. Если кому-то нужны расширенные возможности по РЭБ, по применяемому оружию, масштаб ценника будет соответствовать масштабу пожеланий.
Ю.Слюсарь пообещал, что первый полёт состоится уже в 2023 году, а с 2026 года начнутся поставки самолёта. Но он также дополнил, что сейчас стоит задача скорректировать сроки «влево», на конец 2025 года.
Представленный на выставке образец – опытный прототип, который уже используется для отработки эргономики, ряда систем, для проведения наземных испытаний.
Что касается опытных самолётов, которые примут участие в испытательных полётах, их производство уже запущено на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. С. Чемезов оценил, что опытная партия будет включать три самолёта.
На самолёте будет применён двигатель «Изделие 117», также известный как АЛ-41Ф-1. Но двигатель будет доработан с учётом специфики его применения – для одномоторного самолёта нужна повышенная надёжность.
Конструктивно-технологическое членение самолёта таково, что создание одно- и двухместной версии, опционально пилотируемого и полностью беспилотного вариантов не будет сложной задачей.
Страна – потенциальный партнёр по проекту уже есть, но до тех пор, пока взаимные обязательства не будут оформлены в виде контракта, эту страну не назовут, заявил С. Чемезов.
В свою очередь, журналисты уточняли у Ю. Слюсаря, является ли Checkmate результатом реализации соглашения о совместной разработке однодвигательного истребителя пятого поколения, которое Россия подписала с ОАЭ в 2017 году. Юрий Борисович подтвердил, что показ самолёта в Дубае – это продолжение той истории. Но на вопрос о том, участвует ли ОАЭ в разработке Checkmate и что делает в рамках проекта, он только улыбнулся. Но рассказал, что сейчас обсуждает вопрос сотрудничества с местным производителем в части выпуска композитных комплектующих для МС-21.
Заказ на Checkmate со стороны отечественных ВКС вполне вероятен. Для нашего госзаказчика платформенное решение, унифицированное с Су-57 и увязанное с «Охотником», будет привлекательным по цене, уверен Ю. Слюсарь. Если семейство Су-27 / Су-30 можно было охарактеризовать как «много самолёта за мало денег», то Су-75 будет отвечать формуле «много боевой эффективности за разумные деньги».