Эксперты: подразделения артиллерийской разведки и управления могут сменить броню
Ведущие мировые производители бронетехники используют взрывозащищенные колесные автомобили (MRAP) в качестве платформы для боевых модулей, противотанковых установок, минометов, постановщиков минных заграждений, минных тралов, радаров, систем противодействия БПЛА и других полезных нагрузок. Как показал экспертный опрос Mil.Press, военные специалисты и промышленность также рассматривают возможность создания на базе MRAP машин разведки и обслуживания стрельбы артиллерии, которые в России традиционно базируются на гусеничных шасси.
ПРП-4А "Аргус" на форуме "Армия-2016"
Военнослужащий ВС РФ из подразделения артиллерийской разведки рассказал корреспонденту Mil.Press Военное, что в их подразделении все машины разведки и управления, кроме БТР связи, гусеничные: подвижный разведывательный пункт ПРП-4 (1В121) на базе БМП-1, машины управления 1В15 и 1В16 на базе МТ-ЛБу. Гаубичная артиллерия, соответственно, либо буксируемая, либо гусеничная.
По его словам, если исходить из ТТХ выпускаемого для ВС РФ бронеавтомобиля "Тайфун" и используемых в войсках машин, то по массе, уровню бронирования и возможностям размещения полезной нагрузки техника сопоставима. По плавучести БМП и МТ-ЛБу превосходят исключительно "сухопутные" бронеавтомобили, зато уступают им в части ремонтопригодности, скорости, маневренности и комфорта размещения экипажа.
Артиллерист рассказал, что в некоторых странах упор делается именно на колесные шасси: "Американцы давно применяют колесные шасси для артиллерийской техники. Например, их контрбатарейная РЛС AN/TPQ-53 создана на колесной базе. Аналогичная российская РЛС "Зоопарк-1" выполнена на базе МТ-ЛБу. Другая американская РЛС AN/TPQ-50 размещается на HMMWV".
Военнослужащий добавил, что современные средства связи, разведки и управления огнем достаточно малогабаритные, чтобы эффективно разместить их в бронеавтомобилях, а те артиллерийские офицеры, разведчики, топогеодезисты, радисты и вычислители, которые работают на командно-наблюдательных пунктах с выносными приборами, больше нуждаются в безопасном движении до места ведения боевой работы и обратно.
Источник Mil.Press Военное из руководства ВНИИ "Сигнал", производящего комплексы и средства автоматизированного управления огнем ствольной и реактивной артиллерии, подтвердил, что современные технические средства разведки, связи и управления огнем артиллерии можно разместить в бронеавтомобилях. По его словам, такая техника может пользоваться спросом.
Комплекс автоматизированного управления огнем на базе шасси МТ-ЛБ "Машина-М"
В ноябре 2019 года генерал-полковник Владислав Полонский, руководивший Главным автобронетанковым управлением министерства обороны России с 2004 по 2007 год, в разговоре с корреспондентом Mil.Press Военное подчеркнул, что сегодня взрывозащищенные бронеавтомобили получают все большее распространение и востребованы в качестве шасси-носителя.
"Автомобильное шасси является просто транспортной базой для монтажа нагрузки. Современная колесная бронетехника отличается подвижностью, защищенностью и простотой обслуживания. Не отрицаю, что бронеавтомобили могут стать базой для машин управления огнем артиллерии. Это зависит от желания конструкторов и от заинтересованности государственного заказчика", – рассудил бывший руководитель ГАБТУ.
Комплекс автоматизированного управления огнем на базе БТР-80 и Урал-4320 "Капустник-Б"
Генерал-полковник Николай Свертилов, возглавлявший Главное ракетно-артиллерийское управление МО РФ с 2000 по 2007 год, согласился с этим утверждением и предположил, что в будущем такое решение может найти применение в Вооруженных Силах России.